Как несостоявшийся чиновник из Хабаровска зарабатывает на уличном спорте
Как несостоявшийся чиновник из Хабаровска зарабатывает на уличном спорте
Он делает турники, брусья и шведские стенки для России и на экспорт
К списку статей

Идею площадок для уличного спорта – воркаута – 34-летний основатель «Кенгуру про» Максим Попов привез из Австралии. Все началось с того, что он, экономист по образованию, в 2008 г. приехал из Хабаровска в Москву, собираясь поступить на госслужбу. Он получал второе высшее образование в Российской академии государственной службы и работал в управлении имущественных отношений Балашихи. Но через два года учеба закончилась и настало время покидать комнату в общежитии и подыскивать съемную квартиру. Но Попов не захотел продолжать карьеру на госслужбе. Он продал автомобиль и уехал на зиму в Австралию подтягивать язык. Там он устроился работать на стройку и даже вернулся в Москву с деньгами. Но главное, что он привез с родины кенгуру, – это идея строить площадки для популярного там воркаута. Попов вместе с другом Максимом Неверовым выяснили, что в России немало поклонников уличного спорта со времен СССР: упражнения на перекладине с 1931 г. входили в перечень нормативов ГТО. Но подходящего оборудования не хватает: атлеты тренировались на старых турниках, шведских стенках и брусьях, уцелевших с советских времен. По словам Попова, уличный спорт популярен в странах СНГ и Прибалтике, много энтузиастов в Бразилии, США и Австралии. В 2011 г. Попов вместе с Неверовым создал компанию – производителя спортплощадок «Кенгуру про». Замысел сработал: в 2018 г. выручка «Кенгуру» про» составила 140 млн руб., половину принесли экспортные поставки.

Перекладина, штанга, хомут

Специализированная площадка для воркаута монтируется из крашеных металлических штанг и перекладин на мягком полимерном покрытии. Перекладины крепятся с помощью ярких пластиковых хомутов. Конструкцию хомутов, соединяющих элементы, Попов запатентовал. Расстояния между снарядами и частями снарядов были выверены вместе со спортсменами с учетом упражнений, которые на них надо делать.

Чтобы сделать первую площадку, предприниматели взяли потребительский кредит на 150 000 руб. и стали осваивать технологии обработки металла и пластика. Они нашли двух подрядчиков в Московской и Тверской областях.

Готовую площадку партнеры предложили «Сокольникам» в подарок, и парк не отказался. Представители «Сокольников» помнят эту историю. По данным сайта госзакупок, с 2013 г. по 2019 гг. «Кенгуру про» участвовала в двух тендерах на установку в парке спортплощадок, на 5 млн руб. и на 6,3 млн руб.

Яркая площадка с мягким покрытием привлекала народ. Предприниматели получили от парка благодарственное письмо, сделали 3D-модели будущих площадок и отправились обивать кабинеты чиновников. Они обращались к чиновникам из префектур и муниципалитетов, писали в Москомспорт, но за год площадки для уличного спорта включили в программу благоустройства только нескольких дворов на юге Москвы – в управах Даниловского и Донского районов. Прогресс наметился лишь в 2012 г. Попов поучаствовал в выставке по благоустройству в мэрии Москвы и выступил с докладом про доступный спорт, после чего «Кенгуру про» заметили. Площадки были установлены в Парке Горького, Лужниках, Тушине, Перове.

В 2014 г. случился настоящий бум: компания пережила десятикратный взлет выручки – с 6,3 млн руб. в 2013 г. до 57,8 млн руб. в 2014 г., по данным «СПАРК-Интерфакса». Причин роста много, считает Попов: и президент Путин упомянул в послании Федеральному собранию доступный спорт, и в интернете стали появляться статьи и видео про уличные тренировки, и спрос на спортплощадки в регионах вырос.

Пиар физкультуры

Атлет с 10-летним стажем и тренер по воркауту Михаил Баратов говорит, что «Кенгуру про» очень активно занимается маркетингом и поэтому ассоциируется в России со всей категорией площадок для уличных тренировок.

Попову приходится заниматься популяризацией турников и брусьев у разных аудиторий. Надо поддерживать интерес общественности – атлетов и спортивной молодежи. Поэтому Попов тратит по 3% годовой выручки на контекстную рекламу, размещает посты у популярных блогеров, пишущих о благоустройстве. Любители спорта покупают турники для личного пользования. Простой турник для дачи стоит 50 000 руб. Суммы небольшие, но энтузиастов много. Они приносят «Кенгуру про» 20% выручки.

Кроме того, Попов продвигает идею среди чиновников муниципальных и районных администраций, которые инициируют конкурсы на благоустройство и установку спортивной инфраструктуры. Рынок госзаказа большой. Только в Москве, по информации Москомспорта, 1143 так называемых «тренажерных городков». В других крупных городах счет идет на сотни. По информации сайта госзакупок, самая недорогая спортивная площадка, установленная «Кенгуру про» в 2018 г., обошлась городу в 932 000 руб., самая дорогая – в 13,6 млн руб.

Привлечь общественность и чиновников «Кенгуру про» помогают спортивные праздники. Их регулярно устраивают департаменты спорта администраций, принять участие несложно, особенно если предоставить оборудование, уверяет Попов. Попов привозит оборудование, друзей-атлетов из разных городов (иногда за собственный счет) и устраивает соревнования по воркауту. Например, в Пскове этап мирового чемпионата по воркауту проходит при содействии губернатора Михаила Ведерникова.

В августе 2015 г. в Одинцовском районе Подмосковья открылась оборудованная «Кенгуру про» площадка для уличного спорта на 600 кв. м, крупнейшая в Подмосковье. В день открытия состоялся турнир по подтягиванию, победители получили призы от Федерации воркаута России. Мероприятие посетил и глава района Андрей Иванов. Руководство района очень спортивное, уверяет пресс-служба администрации. Иванов и его заместители занимаются хоккеем и велосипедным спортом. В Одинцовском районе более 20 площадок. На спортивные сооружения выделяется более 500 млн руб. в год.

Заграница поможет

На одном из мероприятий Минспорта в Москве Попов познакомился с Марисом Шлезиньшем, латвийским легкоатлетом, который в 2011 г. зарегистрировал Всемирную федерацию уличного воркаута и калистеники, чтобы пропагандировать уличный спорт и проводить соревнования. По словам Шлезиньша, в местную ассоциацию воркаута в первый же год вошли 15 000 человек. Тогда же Шлезиньш организовал в Риге первый международный турнир, собрав на него спортсменов из десяти стран.

Попов и Шлезиньш подружились и зарегистрировали в Латвии компанию, где каждый из них получил долю в 33%. Еще столько же получил предприниматель Гунтер Розенберг – знакомый Шлезиньша. Роли распределились так: Попов поставляет из России оборудование, Шлезиньш продвигает его в Европе и находит клиентов, а Розенберг берет на себя операционное управление компанией.

Латвийская компания продает оборудование европейцам – предпринимателям, которые занимаются городским благоустройством. Успешнее всего получается во Франции и Испании, куда Попов и Шлезиньш поставили по 150 комплектов оборудования, на третьем месте Дания. Самой «вандальной» страной оказалась Франция, рассказывает Попов: местная предпринимательница стала единственным покупателем «Кенгуру про», столкнувшимся с массовой порчей турников.

Выручка латвийского бизнеса – около 1 млн евро в 2018 г. Однако Попов не доволен продажами в Европе. «Находясь в Польше, люди ищут оборудование на польском языке, а в Италии – на итальянском, – объясняет он. – Мы не придавали значения этим мелочам и написали все тексты на английском». В данный момент гендиректор «Кенгуру про» исправляет оплошность и переводит весь контент на сайте на остальные европейские языки.

Неверов международного успеха уже не застал: отношения партнеров разладились, и в 2015 г. Неверов вышел из бизнеса.

Не пройти по конкурсу

С 2015 г. развитие «Кенгуру про» в России замедлилось – на растущий рынок пришли конкуренты, в основном производители оборудования для других видов спорта. Так, комплексы для воркаута стала делать компания SK Park, которая изначально специализировалась на скейт-парках.

Сейчас на площадках для уличного спорта специализируется много компаний: SK Park (Workoutcity), Iron Tiger, «Спортмаркетсервис», Stecter, Sportmen и другие. «Кенгуру про» – безусловный лидер рынка, признает управляющий партнер SK Park Николай Крейвис.

Михаил Баратов утверждает, что площадки Попова – самые дорогие. Есть аналоги в два, три и даже в пять раз дешевле. Наценки на спортплощадки у всех производителей исчисляются трехзначными цифрами, говорит Баратов.

Однако из-за дороговизны продукции и высокой конкуренции на рынке «Кенгуру про» с каждым годом становится все труднее побеждать в государственных тендерах. С 2013 г. компания приняла участие примерно в 40 тендерах. По данным сайта госзакупок, в 2018 г. компания выиграла четыре конкурса на общую сумму 27 млн руб., а в 2019 г. – только один на 740 000 руб. Сейчас благодаря конкурсам «Кенгуру про» реализует лишь 20% оборудования.

В последние два года Попов развивает другой канал продаж: он договаривается с подрядчиками администраций, которые занимаются благоустройством. Они участвуют в государственных тендерах, а компанию Попова нанимают на субподряд. Сейчас на подрядчиков – сотни небольших ООО – приходится 60% продаж.

Свое производство

К середине 2016 г. у Попова накопились претензии к подрядчикам – производителям оборудования: те и технологии покраски не соблюдали, и сроки поставок не раз нарушали. Он решил открыть собственное производство и пришел на прием к Иванову из администрации Одинцовского района – попросил помочь с поиском подходящей площадки на 1000 кв. м. Иванов его помнил – «Кенгуру про» поставила району несколько спортивных комплексов. Как сообщил представитель администрации, Попову выделили помещение на территории бывшего завода «ГолАЗ», а потом выдали субсидию в 1,5 млн руб. на частичную компенсацию расходов на покупку оборудования. Попов закупил станков на 10 млн руб., нанял семерых сотрудников (в офисе компании тоже работают семеро).

Открыв собственный цех, Попов начал экспериментировать с новой продукцией. Компания теперь хочет объединить разные виды спорта на одной спортплощадке, говорит Попов. «Кенгуру про» освоила производство клеток для стрит-футбола, баскетбольных щитов, волейбольных стоек и боксерских груш. Пока новинки занимают несущественную долю в общих продажах. Единицы нового оборудования компания поставила в Одинцово и московские парки «Борисовские пруды», «Строгинская пойма» и Воронцовский парк.

Гендиректору «Кенгуру про» трудно оценить перспективы – слишком много вокруг случайного. «Когда и насколько вырастешь, неизвестно, – признается Попов. – В России 53 000 школ, и, если завтра кто-то из чиновников скажет, что каждой нужна площадка для воркаута, рынок захлебнется».

Автор – Павел Куликов