Как бывший директор «Пятерочки» создала сеть гостиниц для кошек
Ей удалось придумать удобный для франчайзи и хорошо автоматизированный формат отеля
Как бывший директор «Пятерочки» создала сеть гостиниц для кошек К списку статей

Маргарита Никитина, основательница сети гостиниц для животных Booking Cat, выросла в доме, где всегда жили кошки и собаки. В студенческие годы она мечтала завести белого лабрадора, но щенок этой породы стоил баснословно дорого по меркам студентки – более $1000.

В 2009 г. Никитина, уже выпускница Волгоградского аграрного университета с дипломами ветеринара и специалиста по экономике и управлению, устроилась в управление ветеринарии Краснодарского края, потом перешла менеджером по качеству в местное подразделение розничной сети «O’Keй» и наконец купила собаку мечты.

Однако на работе ее все время посылали в командировки, собаку было не с кем оставить, и Маргарита возила лабрадора за 750 км в Волгоград к родителям. Путешествуя с псом в машине, она впервые подумала об открытии гостиницы для животных, где хозяева могли бы оставлять своих питомцев на время командировок и отпусков.

Случай открыть свое дело представился лишь через несколько лет. За эти годы Никитина переехала в Москву, перешла из сети «O’Keй» в сеть «Пятерочка» X5 Retail Group на должность директора по качеству. В X5 Retail Group молодая руководительница занималась не только качеством, экспертизой товаров и документов, но и проектами по снижению затрат. Один из таких проектов предусматривал внедрение системы видеонаблюдения.

К 2017 г. Маргарита поняла: ее управленческого опыта и личных сбережений достаточно, чтобы начать свое дело. Она уволилась из X5 Retail Group, получив неплохой, по ее словам, бонус, и весной 2017 г. открыла первый отель для животных. Сейчас сеть Booking Cat насчитывает 70 гостиниц для кошек и семь для собак под брендом Booking Dog в 30 городах. Только два отеля принадлежат Маргарите – остальные открыты по франшизе. Выручка сети в 2018 г. составила около 9 млн руб., норма чистой прибыли – 36%.

CRM для животных

Сначала Маргарита думала открыть большой загородный отель для собак с собственной территорией для выгула и бассейном для купания. Но изучив опыт открытия подобных отелей в Европе и российский рынок услуг для животных, бывший менеджер крупных розничных сетей поняла: начинать надо с отелей для кошек, так как с кошками не надо гулять и гостиницу можно разместить в компактном городском помещении.

Опыт работы в крупных корпорациях подсказывал ей также, что одиночная гостиница не будет рентабельной, надо строить сеть. А чтобы управлять ею эффективно, нужно автоматизировать бизнес-процессы. Кроме того, Маргарита не хотела постоянно находиться в командировках, посещая отели в разных городах.

И в мае 2017 г. после ухода из X5 Никитина арендовала за 40 000 руб. в месяц помещение в 136 кв. м у станции метро «Марксистская» – подальше от кошачьих отелей конкурентов, вложила более 3 млн руб. в ремонт: 2,3 млн руб. ушли на стеклянные боксы – номера для кошек, остальное – на ремонт помещения и закупку мебели.

Еще 3 млн руб. Никитина потратила на IT-платформу и инфраструктуру для круглосуточного видеонаблюдения за животными – чтобы хозяева могли наблюдать за питомцами и быть уверенными, что с ними все в порядке. Для Booking Cat был разработан сайт с функциями бронирования номеров, телефонии и онлайн-оплаты. Данные заносились в систему CRM (система управления отношениями с клиентами). В 2018 г. к этому набору добавился собственный колл-центр.

На запуск первого отеля на 50 номеров у Никитиной ушло полтора месяца. Второй отель – на 30 номеров – в Москве на Дмитровском шоссе она открыла в мае 2017 г., арендовав помещение в 85 кв. м за 30 000 руб. в месяц.

Гостиницы надо было рекламировать, и первые месяцы Маргарита тратила на эти цели ежемесячно по 200 000–250 000 руб. Первый клиент прочитал об отеле в интернете и привез на передержку кота на время своего отпуска. Оказалось, что Маргарита все же не предусмотрела одну услугу: мужчина спросил, могут ли ему предоставить специальное такси для животных, чтобы доставить кота.

Такое такси мужчине заказали, и после этого Маргарита заключила договоры с несколькими компаниями такси.

Стеклянный дом

В Booking Cat кошки живут в больших, разбитых на отдельные боксы стеллажах из закаленного стекла с тремя полками, чтобы животные могли лазить. В них установлена вытяжка. Площадь боксов — от 2,7 кв. м до 4 кв. м. Номер стоит от 400 руб. («стандарт») до 900 руб. в сутки («люкс»). В стандартный пакет входят уборка, уход, кормление, видеонаблюдение и фотоотчет. В дорогом номере коту делают еще и груминг.

Лилия Радионова, хозяйка 5-летнего кота, нашла Booking Cat в интернете по карте «2ГИС». На следующий день она отвезла кота в Booking Cat, заплатив 700 руб. за номер «комфорт». Животное в отеле осмотрел ветеринар. У Лилии попросили паспорт с прививками. Вернувшись из отпуска через 10 дней, она поехала за котом и нашла его вполне жизнерадостным. Потом Лилия оставляла кота в гостинице еще три раза.

Кошки в отеле видят друг друга через стекло, их по очереди выпускают погулять в гостиную. Хозяин же может наблюдать за питомцем с собственного смартфона, куда поступает изображение с установленных в номерах видеокамер.

Юрист Ольга Матвиенко рассказала, что каждый день в отпуске проверяла видео и смотрела фото, которые присылали ей сотрудники отеля. Наблюдая, как кот ест и играет, она успокаивалась, вспоминает Матвиенко.

Ухаживают за животными посменно две котоняни. На эту работу нанимают девушек – ассистентов ветеринаров с оплатой 1500 руб. за смену. Кроме котонянь в отелях есть администраторы. На содержание одной гостиницы в месяц уходит около 125 000 руб. в Москве.

Сейчас у Booking Cat в базе более 21 000 клиентов, говорит Никитина. Многие привозят животное по нескольку раз в год: как минимум – на два дня в выходные, максимум – на 14 дней, когда уезжают в отпуск.

Отпускной период летом, новогодние и майские праздники – самый высокий сезон в кошачьих отелях. Маргарита вспоминает, что за одни только новогодние праздники 2017–2018 гг., когда у нее было всего два отеля, она заработала 1 млн руб. Низкий сезон – октябрь – ноябрь и февраль – март.

Для членов семьи

У российского рынка гостиниц для животных хороший потенциал роста, показывают исследования Mars Petcare в России. По данным компании, популяция домашних кошек и собак в нашей стране с 2014 по 2018 г. выросла на 14% и сейчас составляет 52,6 млн животных. Совместный опрос Mars Petcare и «Яндекс.Маркета» показал также, что более 70% жителей российских городов считают питомцев полноправными членами семьи. Если в ближайшие годы гостиницы для животных смогут предложить достойные условия содержания, сектор отелей для животных вырастет, замечает Мария Бужинская, директор по стратегическим исследованиям Mars Petcare.

Однако пока владельцы собак и кошек зачастую больше доверяют передержку своих животных частникам, говорит Лев Фридман, владелец подмосковного кинологического центра и гостиницы для собак «Лион». По его наблюдениям, 80% рынка передержки животных в России приходится именно на частных лиц. Например, на сервисе YouDo в категории «Уход за животными» услуги предлагают 20 000 исполнителей, большинство – физические лица.

Исследование Mars Petcare показало, что только 4% российских владельцев домашних питомцев пользуются гостиницами для кошек и собак. Нехватку клиентов, говорит Фридман, отели для животных компенсируют предложением дополнительных услуг. В его гостинице это коррекция поведения больших агрессивных собак, в Booking Cat – груминг.

Booking Cat – крупный игрок рынка с хорошо организованными процессами, говорит Юлия Симакова, которая в октябре 2019 г. открыла в Москве гостиницу для кошек и собак «Хостел хвост». По словам Симаковой, конкуренция на рынке отелей для кошек небольшая, а на рынке отелей для собак ее и вовсе нет. В «Хостел хвосте» животные живут в отдельных комнатах, а еду им готовят на специальной кухне.

По кошачьим стандартам

Ветеринар Мария Джигель из Краснодара прочитала о Booking Cat в интернете и в феврале 2018 г. приехала в Москву посмотреть отели. И купила у Никитиной франшизу. Джигель заплатила паушальный взнос в 200 000 руб., вложила 360 000 руб. в ремонт и аренду помещения и в марте 2018 г. открыла отель Booking Cat на 10 мест в родном городе. Но просторные номера-люксы жителям Краснодара показались слишком дорогими. Пришлось перестраивать боксы, увеличив число номеров вдвое. Сейчас у отеля 300 постоянных клиентов. Оборот гостиницы в пик сезона – 198 000 руб. в месяц, из них 65 000 руб. уходит на содержание отеля и оплату двух котонянь, остальное – прибыль.

К концу 2018 г. у Маргариты Никитиной было уже более 20 отелей, из них 19 – по франшизе. Франшизный пакет для гостиницы на 50 мест был готов осенью 2017 г. Партнерам предлагалось пользоваться IT-системой Booking Cat, рекламой, онлайновой системой бронирования и колл-центром. Взамен они должны были платить ежемесячное роялти – от 12 000 до 25 000 руб. в зависимости от города. Сначала заявок не было – формат отеля был слишком крупным, поняла Никитина. Она уменьшила вместимость отеля с 50 до 20 мест. И через несколько месяцев стали поступать заявки.

Маркетолог Мария Гордиенко сначала оставила в Booking Cat собственного кота на месяц, а потом уже купила франшизу сети. Гордиенко нашла помещение разорившейся гостиницы у метро «Полежаевская», которое продавалось за 600 000 руб., вложила в ремонт 1,2 млн руб. и сделала отель для кошек на 15 номеров. Сейчас месячная выручка – 400 000 руб. Гордиенко отчисляет Booking Cat роялти в 25 000 руб. в месяц, сумма рассчитывается по числу номеров, занятых в отеле в самый низкий сезон. У Гордиенко это восемь номеров.

Сегодня у Booking Cat 77 договоров с франчайзи, говорит Маргарита.

Собачий бизнес

Благодаря франчайзи сеть Booking Cat стала быстро расти. Если в 2017 г. годовая выручка составила 1,4 млн руб. при 12%-ной чистой рентабельности, то за три квартала 2019 г. сеть заработала 17 млн руб. при чистой рентабельности в 52%.

В 2019 г. предпринимательница открыла семь гостиниц для собак под брендом Booking Dog. Отели похожи на гостиницы для кошек, только боксы непрозрачные, чтобы собаки не видели друг друга и не лаяли, а цена за номер – от 600 руб. в день.

Фридман говорит, что помещения в этих отелях малы для больших собак, хотя в рекламе сообщается, что гостиницы могут принимать, например, догов. Кроме того, в городских гостиницах Booking Dog собак негде выгуливать и с ними не работают кинологи. Поэтому Фридман не стал покупать франшизу Booking Dog, хотя сначала, по его словам, обдумывал такую возможность.

Тем временем Никитина ищет инвесторов для дальнейшего расширения сети в России и выхода на зарубежные рынки.