Как блогер и два экономиста зарабатывают на фотоснимках заводов и фабрик
И почему менеджмент в промышленной съемке важнее творчества
Как блогер и два экономиста зарабатывают на фотоснимках заводов и фабрик К списку статей

Один из трех основателей компании Gelio Vostok – 33-летний Слава Степанов в 2007 г. закончил Университет путей сообщения в Новосибирске по специальности «мировая экономика», правда, экономика его занимала мало. После учебы Степанов стал дизайнером в маленьком рекламном агентстве, а на досуге занимался высотной фотографией и вел блог в «Живом журнале». Задача фотографа была забраться повыше, например на крышу высотного здания, и найти необычный ракурс для пейзажного снимка.

Постепенно блог Степанова приобрел известность в Новосибирске, и в 2010 г. администрация городского метрополитена предложила Степанову провести выставку фотографий города в одном из поездов Новосибирского метро.

В том же 2010 г. двое других будущих сооснователей Gelio Vostok – Дмитрий Емельянов и Дмитрий Мащенко закончили Новосибирский государственный университет, тоже по экономической специальности. В отличие от Славы, они интересовались бизнесом. Емельянов и Мащенко продавали одежду с символикой вуза, организовывали студенческие мероприятия и пытались заниматься консалтингом. Они скопили 500 000 руб. на двоих и предложили Славе издать подарочный альбом с фотографиями Новосибирска, чтобы распространить его в магазинах города, а затем попробовать сделать альбомы и о других городах. Партнеры зарегистрировали компанию Gelio Vostok, где оба Дмитрия занялись коммерцией, получив по 35%, а Слава – творчеством, получив 30%.

Gelio Vostok делает альбомы с фотографиями промышленных объектов для корпоративных заказчиков и организует фотосессии для компаний и корпораций. Выручка за три года составила около 56 млн руб., она почти не меняется с 2016 г. Сейчас в портфеле примерно 60 разных проектов, говорит Емельянов. Но у предпринимателей ушло немало лет, чтобы найти свою нишу.

Городская жизнь

«Нельзя сказать, что Новосибирск – город архитектурно привлекательный», – говорит Емельянов. Однако Степанову удалось найти интересные ракурсы и обработать снимки в фоторедакторе так же, как обычно делают в журнальном глянце и рекламных фото, и городские пейзажи стали смотреться выигрышно. Фотографии Новосибирска легли в основу первого проекта Gelio Vostok – городского фотоальбома.

Альбом с фотографиями Новосибирска был издан в июне 2011 г. тиражом 1000 экземпляров. Весь начальный капитал ушел на печать тиража в типографии. Затем весь тираж был отдан в книжные магазины на реализацию. А в начале сентября основатели Gelio Vostok сели в автомобиль и отправились в тур. Дмитрий Емельянов заранее обзвонил администрации несколько крупных городов. В каждом городе Емельянов и Степанов встречались с чиновниками, предлагали за счет муниципалитета сделать городской фотоальбом, Степанов во время поездок также собирал фотоматериал.

В общей сложности Gelio Vostok выпустил 15 городских альбомов, в том числе три исторических, где сравнивались одни и те же пейзажи на старых и современных снимках. Gelio Vostok издал девять альбомов на собственные средства (альбомы Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, Красноярска и Москвы), а шесть – по заказу городских или региональных администраций, в частности администраций Омска и Кемерова. Собственные альбомы предприниматели отдавали на реализацию в книжные магазины. Альбомы, изготовленные на заказ, раздаривались чиновниками во время визитов иностранных делегаций, федеральных чиновников. Их также раздавали во время форумов и городских мероприятий – чтобы порадовать горожан.

Администрация Одинцово заказывала подарочное издание, рассказал ее представитель. Он поясняет, что администрацию привлек конкретный фотохудожник Дмитрий Чистопрудов, который входит в команду Gelio Vostok. Заказчик хотел, чтобы все снимки делал именно он. Оплачивался заказ из внебюджетных источников финансирования, говорит представитель администрации.

Тем не менее альбомы городов предприниматели теперь делают редко – слишком нестабильный бизнес. К примеру, альбом с фотографиями Новосибирска многократно окупился, а на альбоме Челябинска не удалось заработать ничего. Жители Челябинска неохотно покупали альбомы. Чтобы распродать стандартный тираж в 1000 экземпляров, цену пришлось снизить с 1700 до 750 руб. Москва тоже неприятно удивила партнеров: продажи альбомов оказались меньше, чем в Новосибирске.

Другое препятствие – слишком долгие сроки. От идеи городского альбома до воплощения проходило как минимум полгода. Если же заказчиками выступали чиновники, то сроки и вовсе становились непредсказуемыми. Альбом для администрации Кемерова к столетию города согласовывался несколько месяцев, вспоминает Емельянов.

Альбом железнодорожника

В 2012 г. книга Gelio Vostok с пейзажами Новосибирска попала в руки кому-то из топ-менеджеров РЖД, после чего Емельянова пригласили на переговоры в офис Западно-Сибирской железной дороги и попросили сделать «то же самое, но только про РЖД».

Предприниматели снимали пассажирские станции, сортировочные узлы, депо, поезда и пути Западно-Сибирской железной дороги в разных городах, съемки часто приходилось вести с вертолета. Этот случай навел Емельянова на мысль, что корпоративные заказчики перспективнее чиновников. Так и получилось: корпоративных альбомов было выпущено почти втрое больше, чем городских, – 35 против 15.

В 2013 г. удалось найти второго клиента – авиакомпанию S7. Идея альбома была в том, чтобы показать самые интересные места, куда летают самолеты авиакомпании. Команда Gelio Vostok слетала на съемки в Дублин, который был самой западной точкой ее полетов, потом в Гонконг – самую западную точку и т. д.

В том же году Gelio Vostok получил контракт на издание альбома для Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Степанову пришлось снять несколько десятков промышленных площадок УГМК в российских регионах, от Ленинградской области до Приморского края, а также в Сербии и Чехии. Бюджет и объем работ для корпоративных альбомов был в разы выше, чем для городских. Пары контрактов хватало, чтобы загрузить команду работой надолго. К примеру, УГМК заплатила за альбом 5,5 млн руб., съемки велись год.

Средний бюджет одного проекта – 1,8 млн руб., половина уходит на подготовку к печати и издание тиража. На перелеты во время проекта уходят сотни тысяч рублей. От 500 000 руб. до 1 млн руб. предприниматели тратят на покупку фототехники. Аренда вертолетов обходится в 35 000–40 000 руб. в час в зависимости от региона. Рентабельность коммерческих проектов составляла 20–30%.

Дроны Степанов начал использовать лишь в 2017 г. и делает это лишь в крайних случаях: качество съемки до сих пор не годится для качественной полиграфии. «Слава настоял, чтобы убрали стекло в иллюминаторе самолета L-410, и снимал во время полета, буквально свесившись с фотоаппаратом за борт», – вспоминает бывший начальник управления по связям с общественностью УГМК Виктор Белимов.

Случай с РЖД оказался уникальным. За всю историю Gelio Vostok лишь единицы клиентов обратились в компанию, потому что где-то увидели городской альбом. Подавляющую часть контрактов предпринимателям приходилось инициировать самим. Они организовывали встречи с менеджерами корпораций (как правило, с руководителями отделов персонала или связей с общественностью), устраивали презентации и предлагали услуги по изготовлению альбома. Сделкой заканчивалась примерно каждая десятая встреча, говорит Степанов. Альбомы почти всегда заказывают к крупным событиям в жизни корпораций, например к юбилею или на Новый год. Емельянов научился подгадывать эти события.

Директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Илья Житомирский впервые встретился с командой Gelio Vostok в начале 2010-х гг., когда работал в Трубной металлургической компании. Тогда встреча прошла безрезультатно, но в 2017 г., когда Житомирский уже работал в ОСК, он вспомнил про новосибирцев и предложил руководству издать альбом к десятилетию компании. Идея понравилась, ОСК организовала тендер, который Gelio Vostok выиграл.

Творчество и организация

Около 90% всех снимков для книжных проектов в Gelio Vostok делают штатные сотрудники, прежде всего сам Слава Степанов. Однако за восемь лет у компании накопилась база из десяти проверенных фотографов в Москве, Екатеринбурге, Красноярске и Хабаровске, которым Степанов доверяет работу, если не может выехать сам. В зависимости от региона разовая съемка фрилансера с опытом в промышленной съемке стоит от 30 000 до 150 000 руб. Используя внештатников, Gelio Vostok собирается организовать отдельное агентство промышленной съемки.

По словам сооснователя студии Line Artworks Сергея Татарских, рынок промышленной съемки очень узкий и активных игроков на нем не больше десяти (Line Artworks из Санкт-Петербурга, студия PVN из Новосибирска и др.). Gelio Vostok занимает промежуточную нишу между фотографией и издательским делом. «Они зарабатывают на альбомах, печати и верстке, а мы – только на съемке», – поясняет Сергей Татарских.

Идея Емельянова в том, чтобы оставить фотографам-подрядчикам творческую работу, а себе – рутину. По его словам, фотографу-одиночке тяжело справиться с бюрократическими процедурами, которые сопровождают большую часть промышленной съемки.

В промышленной фотографии менеджмент не менее важен, чем искусство съемки. В качестве примера предприниматели приводят работу с Иркутским авиационным заводом, к 80-летию которого в 2014 г. Gelio Vostok издавал альбом. В съемке, которая проходила три дня, было занято трое фотографов. Чтобы получить один из кадров, Степанов поливал водой пол в авиационном ангаре и снимал самолет так, чтобы он отразился в воде. Дизайнер Артемий Лебедев в своем блоге тогда назвал эти снимки фантастическими. Но главная часть работы заключалась все же не в творчестве, а в продлившемся полгода согласовании бюджета, допусков и получении множества одобрений. Для бумажной работы в штат Gelio Vostok пришлось нанять отдельного сотрудника.

Емельянов говорит, что Gelio Vostok конкурирует вообще со всеми, кто претендует на маркетинговый бюджет крупных компаний, – с производителями сувениров, продюсерскими студиями, event-агентствами. По его оценке, в России от 500 до 1000 компаний тратят значительные средства на имидж среди партнеров и сотрудников. Этого количества достаточно, чтобы надолго загрузить Gelio Vostok работой, считает Емельянов.